В рамках 0 дня VI Сибирских правовых чтений в Тюменском госуниверситете прошел круглый стол Общественной палаты Российской Федерации «Социальная адаптация иностранных студентов в российских вузах: правовые, педагогические и психологические аспекты. Коррупционные риски». Обсудить эти вопросы собрались представители юридического и педагогического сообщества со всей России.
Приветствуя участников, проректор по воспитательной работе ТюмГУ, член комиссии Общественной палаты РФ по развитию высшего образования и науки Ольга Загвязинская рассказала, что по последним данным в российских вузах обучается около 350 тысяч иностранных студентов, а в ближайшие шесть лет эта цифра, согласно Указу Президента РФ о национальных целях развития, должна увеличиться до полумиллиона. И задача вузов в решении поставленной президентом цели состоит не только в наборе обучающихся и обеспечении высокого уровня профессиональной подготовки, но и в реальной помощи иностранным студентам адаптироваться на новом месте и постепенном формировании за счет будущих выпускников так называемой «мягкой силы», способной нести вовне наши интересы, идеи и традиционные российские ценности.
Говоря об адаптации, проректор по международным связям ТюмГУ Екатерина Сеченова отметила, что это очень сложный процесс. Приезжая в Россию, иностранные студенты вынуждены приспосабливаться к новым климатическим условиям, к новому времени, к новому языку общения, к интернациональному характеру учебных групп и к новой образовательной системе, которая может сильно отличаться от образовательной системы в их стране. Но главное – они должны приспособиться к абсолютно новой, чужой для них культуре. Поэтому подходить к вопросу адаптации иностранцев нужно комплексно: «В нашем университете обучается 2384 студента из 60 стран мира, и это большая для нас цифра. Поэтому в сложную работу по адаптации этих ребят необходимо вовлечение всего университета. Для поддержки иностранных студентов работают страновые центры (арабский, африканский, латиноамериканский и т.п.), есть корпус бадди-волонтеров, которые помогают приехавшим из-за рубежа решить вопросы заселения, регистрации и т.п., осуществляется миграционно-визовое сопровождение, проводятся мероприятия межкультурной направленности и многое другое. Отдельного внимания заслуживают преподаватели, которым приходится работать в поликультурных группах».
В продолжении темы были озвучены мысли Надежды Хакимовой, одного из опытнейших специалистов ТюмГУ по работе со студентами из стран ближнего зарубежья. Она считает, что адаптация должна начинаться не с момента прибытия иностранного студента в Россию, а с момента знакомства работников университета с ним. Важно уже в это время всегда быть на связи, дозированно и в дружелюбной форме рассказывать абитуриенту и его родителям о городе, о регионе, об университете, об общежитии и, конечно, о традициях нашей страны и основных правилах поведения.
Подумать о том, как привить иностранцам любовь к нашей стране и как познакомить их с нашими традициями через духовно-нравственные ценности предложила доцент Института государства и права ТюмГУ, кандидат исторических наук Ольга Еланцева. Возможно, это будут российские фильмы в переводе, совместные творческие мероприятия и мастер-классы, студенческие сообщества, этноэкскурсии или даже целый адаптационный онлайн-курс на языках приезжающих к нам студентов.
Среди основных препятствий для быстрой и качественной адаптации участники круглого стола назвали недостаточную языковую подготовку иностранных студентов. В ходе обсуждений предлагалось улучшить систему обучения русскому языку, вводить дополнительные занятия. А заместитель директора Международной школы предпринимательства ТюмГУ Андрей Любаненко, как юрист и предприниматель, решил посмотреть на ситуацию с точки зрения процессов и предложил на «входе» в университет устраивать некий фильтр не только для абитуриентов, поступающих по специальной квоте, но и для тех ребят, кто планирует приехать в Россию обучаться на договорной основе: «Так мы сможем не просто увеличить количество иностранных студентов, а принять в вуз действительно мотивированных на учебу ребят, с высоким уровнем интеллекта и хорошим знанием русского языка, что будет только способствовать дальнейшему качественному обучению».
Тревогу у экспертов-юристов вызывает факт увеличения в России коррупционных преступлений, участниками которых становятся иностранные граждане, приезжающие к нам на работу и на учебу. Примерами из своей практики поделился член Западно-Сибирской коллегии адвокатов Тюменской области Артём Скороходов. В рамках профессиональной деятельности он не раз сталкивался с иностранными студентами, которые давали взятки, в том числе для того, чтобы получить оценки без фактического экзамена. Более того, уже попавшись, они пытались и дальше решать вопросы с правоохранителями тем же путем – через взятки. «Это говорит о том, что студенты совершают преступление, не понимая, что это ненормально, потому что на их родине существует достаточно терпимое отношение к коррупционным проявлениям и допускается решать дела через взяточничество», – пояснил Артём Константинович.
Адвокат считает, что помочь в решении данной проблемы может только своевременная профилактическая и просветительская работа. В качестве инструментов были предложены памятки для студентов-иностранцев на родном для них языке об основах российского миграционного, административного и уголовного законодательства. Полезным может стать также проведение с иностранными студентами сравнительных исследований российского законодательства и законодательства их стран, чтобы понять, какие в России могут быть наказания за те или иные противозаконные действия.
Еще один момент, заставляющий сегодня задуматься как университетское сообщество, так и юристов-практиков, – это тренд на подмену трудовой миграции образовательной, когда иностранные граждане поступают вузы, а потом выходят в академически отпуск, чтобы работать. И это тоже вопрос адаптации, так как не все студенты имеют достаточную финансовую поддержку со стороны своего государства и родственников, чтобы проживать в России и оплачивать обучение. Как рассказала модератор Ольга Загвязинская, из-за ограниченных возможностей такие студенты нередко работают по профессиям низкоквалифицированного труда или привлекаются к труду нелегально, что делает их уязвимыми для мошенников, а также вербовщиков групп экстремистской и террористической направленности. И контролировать эти процессы очень сложно. По мнению участников круглого стола, здесь нужны определенные законодательные механизмы. Необходимо четко прописать статью об академических отпусках в законе об образовании, а также продумать алгоритмы обеспечения иностранных студентов возможностью легальной подработки в свободное от учебы время.
Круглый стол прошел в очно-заочном формате в рамках 0 дня VI Сибирских правовых чтений и объединил более 250 человек со всей России: преподавателей и руководителей ключевых структурных подразделений вузов и центров повышения квалификации, научных сотрудников, совмещающих работу с адвокатской практикой, действующих сотрудников органов внутренних дел, а также членов Общественной палаты России. Два часа продуктивного общения позволили участникам обменяться опытом и наметить ориентиры для совершенствования работы по адаптации иностранных студентов.