Итоги работы дискуссионной площадки «Правовое обеспечение применения искусственного интеллекта в деятельности таможенных органов» в рамках VI Сибирских правовых чтений

22 октября 2024

17 октября 2024 года рамках работы Международного научно-практического форума «VI Сибирские правовые чтения» была проведена дискуссионная площадка «Правовое обеспечение применения искусственного интеллекта в деятельности таможенных органов» в смешанном формате. Модератором секции выступила завкафедрой таможенного дела Института государства и права Тюменского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент Татьяна Викторовна Лузина.

Фото к ИИ в таможенных органах.JPG

Основными докладчиками стали начальник Тюменской таможни, генерал-майор таможенной службы Владимир Александрович Зябко и профессор кафедры финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой, Саратовской государственной юридической академии, доктор юридических наук, профессор Ольга Юрьевна Бакаева

Площадка объединила профессиональные интересы практиков таможенного дела, научного сообщества в лице приглашенных экспертов и преподавателей кафедры таможенного дела Тюменского государственного университета, а также студентов 4 и 5 курсов специальности «Таможенное дело». 

Спикеры обсуждали теоретические и прикладные вопросы применения искусственного интеллекта в деятельности таможенных органов. 

Так, в докладе Владимира Александровича Зябко «Применение современных информационных технологий и искусственного интеллекта в деятельности таможенных органов» было обозначено, что применение современных информационных технологий при таможенном декларировании товаров значительно влияет на сроки выпуска декларации на товары, а именно 90% всего массива декларируемых товаров выпускается в течение 4-х часов, 7% - выпуск до окончания дня и всего 1,7% выпускаются на следующий день. 

Если рассматривать этот процесс по отдельным видам транспорта, то благодаря этим технологиям среднее время нахождения контейнеров на временном хранении в морских портах сократилось с 15 дней в 2019 году, до 12 дней в 2023 году и 11 дней в 2024 году. А также значительно сократилось время нахождения контейнеров в порту (здесь имеются в виду операции, совершаемые таможенным органом) – с 30 часов в 2019 году до 3,5 часа в 2024 году. При перемещении товаров автомобильным транспортом время прохождения автомобильного пункта пропуска сократилось до 1 часа: 47 минут уходит на таможенный и иные виды контроля и 13 минут – пограничный контроль.

Также Владимир Александрович описал модель интеллектуального пункта пропуска с автоматическим рентгеноскопическим и весогабаритным контролем. Ответил на вопросы об использовании электронных навигационных пломб при таможенном контроле и пояснил насколько активно развивается инфраструктура и реконструкция отдельных пунктов пропуска благодаря применению современных информационных технологий.

Профессор Ольга Юрьевна Бакаева в своем докладе отметила, что в перспективе таможенными органами могут быть использованы такие технологии как: компьютерное зрение (для создания интеллектуальных пунктов пропуска); обработка естественного языка (для перевода иностранных документов и работы чат-ботов); интеллектуальные системы поддержки принятия решений (для управления рисками). 

Также Ольга Юрьевна обозначила основные проблемы применения искусственного интеллекта в таможенной сфере, которые заключаются в возможном нарушении прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, нанесении ущерба обеим сторонам таможенных отношений в случае принятия необоснованных решений, росту безработицы и утечке данных при обнаружении проблем кибербезопасности. Было обозначено, что приоритетными являются вопросы об экспертной оценке компетенций искусственного интеллекта и о контроле за ним со стороны разработчиков и должностных лиц таможенных органов, в том числе и адаптация правовой базы. 


Поделиться